К основному контенту

Байкпакинг по предгорьям Алтая на первомай 2018

Где-то в начале апреля, я сидел дома и поглядывал на велосипед, который пережидал "грязное" межсезонье в тепле и сухости. Мои мысли были о том, куда бы отправиться на длинные майские выходные. Эти 4 дня явно можно было бы потратить на интересное приключение.
Вариантов на такой короткий срок было не очень много. Я выбрал Алтай со стороны РФ, чтобы провести время с пользой по максимуму. Поезд Новосибирск-Бийск и обратно идет ночью, в плацкарте можно выспаться и с удобством перевезти велосипед. А дневное время полностью потратить на поездку. Само путешествие изначально задумывалось с небольшим количеством снаряжения и без напряга. Я планировал проезжать по 150км в день. За 4 дня должно было выйти около 600км.

Маршрут предполагался следующий:
Бийск - Советское - Алтайское - Ая - Соузга - Горно-Алтайск - Артыбаш - Горно-Алтайск - Платово - Советское - Бийск.
Трек: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=uerqizsalwqmylyv
Таким образом, самой дальней точкой маршрута должно было стать Телецкое озеро.
Еще была идея заехать на серпантин в Белокурихе и немного покататься по тропинкам, если погода позволит.
Вид с горы "Чертов палец", которую я собирался посетить
Я закинул удочку в несколько вело-групп в ВК, чтобы найти напарника на этот трип. Но к моему удивлению, поездкой практически никто не заинтересовался. А уж ехать со мной и вовсе никто не захотел. Но разве это повод остаться дома?

Я заранее упаковал велосипед и вечером 28 апреля сел на поезд. Попутчики оказались очень позитивными - все активные туристы. От них я узнал, что лед на Телецком озере еще даже не сошел.
Перевозка велосипеда в плацкарте

День первый

Поездка прошла спокойно и в воскресенье утром я выгрузился на вокзале в Бийске. Из поезда вместо со мной вышло много людей с большими походными рюкзаками, пенками и спальниками. Все они быстро разошлись, а я остался собирать велосипед.

Примерно через час возни, я выехал в сторону понтонного моста через р. Бию. Но стоило мне проехать минут 10, как начался дождь. Я решил переждать его на остановке, под крышей, но он все не кончался и не кончался. Делать нечего, пришлось ехать дальше. На мост стояла приличная очередь из машин. Я проскользнул мимо всех и обрулив шлагбаум быстро проехал на другой берег. Почти сразу показалось придорожное кафе и я решил подзаправиться перед трудным днем, а заодно купить воды. Мимо проехал какой-то парень на шоссейнике с крошечным рюкзачком. Наверное поехал штурмовать серпантин на Белокурихе. Это меня немного подбодрило - не один я поеду по этой мокрой дороге сегодня.

Спустя час, дождь стих и ехать стало приятней. Вот только дорога местами становилась совсем разбитой. Вскоре я прокололся об осколок щебня. Спешить было некуда, поэтому я быстро заклеил камеру, а запаску решил приберечь. В остальном ехалось хорошо и спокойно, трафик был небольшой.
Весна в этом году припозднилась, трава и листики только начали вылезать. И пока что глаз радовали только вечнозеленые хвойные деревья.
Ехать по такой дороге очень приятно
В середине дня показались первые горы, а за ними и с. Алтайское. Очки у меня уже порядком забрызгались из-за дождя и я решил их снять. Т.к. пыли совсем не было, то без них было даже лучше, и дальше я одевал их только в дождь. Пора было обедать и я стал искать глазами кафе, где можно было бы удобно оставить велосипед у окна. Самое подходящее оказалось уже на выезде, там велосипед было видно хоть как-то. Я хорошо подкрепился и поехал в сторону с. Ая.

Вскоре начался рельеф, дул хороший такой встречный ветер и пришлось немного напрячься, чтобы въехать на перевал. Пока я лез наверх, небо начало проясняться. Завтра же и вовсе обещали солнечный и жаркий день.
Небольшой перевальчик, но уже победа!
Немного отдохнув на вершине, я поехал вниз. Короткий спуск скоро закончился и дорога снова пошла вверх. Ручейки журчали то справа, то слева. Интересно, что самая высокая точка на этой дороге была дальше, в пяти километрах от знака "Перевал Бирюксинский". Выше примерно на 150 метров, но это место никак не было отмечено.
Дальше пошел сплошной спуск, который длился около 20ти километров. Велосипед ехал практически сам, приходилось лишь изредка подкручивать педали. Я хорошо отдохнул, настроение поднялось. За поворотом показалось с. Ая. Я влетел в него на полной скорости и стал шарить глазами в поисках места для ночлега.
Дорогие варианты я сразу отмел. Ещё в самом начале я вошёл в образ простого скитальца и искал себе пристанище попроще. И оно было найдено. Вот такой домик обошелся мне всего в 350р.
Если что, в домике есть окно - оно с другой стороны :)
Внутри тесновато, но главное, что есть электричество. Пока хозяйка готовила домик, я быстро проехался по окрестным магазинам и закупил припасов. Затем помыл велосипед и помылся сам. Душа там не было, поэтому я применил небольшую хитрость - взял ведро воды и обтерся губкой. Вода была почти ледяной, да и на улице уже стояла вечерняя прохлада. Но благодаря губке не пришлось обливаться и я не замерз. Потом заварил чаю, поужинал и улёгся отдыхать. Неплохая альтернатива кемпингу и палатке. Цена копеечная, но есть кое-какие удобства. Сам домик был холодноват, но в кровати и с парой одеял я себя чувствовал все равно лучше, чем просто в спальнике.

День второй

Я проснулся около 7 утра. На улице было довольно холодно. Я нацепил на себя все что было (а было не много) и направился к хозяйке за кипятком. Заварил чай, позавтракал и отправился в путь. Сегодня я планировал готовить в пути и поэтому взял с собой воду ещё и на готовку.
В самом начале ходового дня.
Выехав на дорогу, я сразу начал энергично крутить педали, чтобы согреться. С утра я намеревался посетить местную достопримечательность - Чертов палец.
Гора "Чертов палец"
Чтобы туда попасть, мне почти сразу пришлось свернуть с асфальта на грунтовку. Начался крутой подъем на котором я сразу согрелся. После подъема дорога уткнулась в некий тупик, перегороженый рвами и шлагбаумом. Почти как блокпост. Табличка на столбе гласила, что тут с меня хотят взять плату за проезд. Я взял велосипед и по-варварски перекинул его через шлагбаум на руках. Дорога побежала дальше наверх, мимо пасущихся лошадей и коров. Возле коров ходили совсем маленькие телята и мое присутствие их всех явно нервировало.
Поначалу я пробовал ехать вверх, ведь подъем по моим меркам не особо крутой. Но вчера был дождь и земля совсем размякла. Она сразу начала липнуть к шинам и я решил слезть, пока грязь не попала на трансмиссию.
Знак о том, что я нахожусь на экологической тропе
По пути можно увидеть лавочки и указатели. Дальше дорога пошла вверх еще круче и под конец я стал толкать велосипед с опаской - склон такой крутой, что на влажном грунте легко поскользнуться и покатиться вниз. Несмотря на то, что еще совсем недавно я мерз, теперь я снял все теплые вещи, оставшись в одной джерси. При этом мне стало так жарко, что я обливался потом толкая велосипед на вершину.
Скромная трапеза в живописном месте
Взобравшись на "палец" я вдоволь нафотографировался и устроил себе второй завтрак. Благо было еще утро и я там был совершенно один. Чуть ниже на скалах ястребы разыгрывали классический любовный треугольник. Проигравший самец недовольно пищал, глядя на своего победившего соперника, который времени зря не терял.
Уходить совсем не хотелось, но пора было двигаться. Тем более, что вдалеке показалась группа бегунов, которые явно направлялись сюда же.
Еще 5 минут назад было тихо и спокойно
Пока я собирал свои пожитки, они наводнили скалу. Идти обратно по грязи совсем не хотелось и я спросил, могу ли я пройти с велосипедом по их тропе, которая выглядела явно посуше. Спортсмены пообещали, что я запросто там пройду. И я направился по их маршруту. Конца этой тропы не было видно и это должно было меня насторожить. Но я об этом как-то не думал.
Местами получалось ехать, местами приходилось идти.
В целом тропа шла больше вверх и я порядком подустал толкать велосипед вверх. Было очень жарко. Благо воды с собой было в достатке. Взобравшись на последнюю горку я сделал фото и приготовился спускаться.
Тем временем меня догнали бегуны. Я перекинулся с ними парой слов и узнал, что они подцепили несколько клещей. Хорошо, что у меня обошлось без этого. С горы вниз вела пешая тропа и автомобильная колея. Бегуны выбрали тропу. Я же, устав то ехать то идти, предпочел колею. Дорога резво пошла вниз и спускаться приходилось на тормозах. Уверен, что они раскалились так, что я бы мог приготовить обед прямо на них, безо всякой горелки.
Вскоре я понял, что эта дорога уводит куда-то не туда. Я уже изрядно подустал лазить по этим горам, да и время близилось к обеду, поэтому я съехал с дороги и спустился с горы прямо по целине. Почва была неровной, но в целом я съехал нормально. Стальная ригидная вилка показала себя достойно. Дальше я вышел на другую дорогу, покрытую сыпучим щебнем, лихо скатился по ней, распугивая пеших туристов и добрался до асфальта.
Пора было покушать и я стал искать какое-нибудь кафе. Оно нашлось в с. Соузга, где я и пообедал.
Relive сделал видео моего маршрута и можно посмотреть, как это выглядело бы сверху.

Время было уже около часа дня. Я конечно не планировал столько времени лазить по горам.
По плану мне сегодня нужно было ехать на Телецкое озеро. Но от Соузги до Артыбаша почти 180км. И чтобы успеть туда до ночи, мне пришлось бы устроить гонку. Более того, на следующий день должен был начаться дождь и мне пришлось бы гнать обратно, чтобы не попасть под сильный ливень. Какой смысл в гонке до Телецкого и обратно? Совершенно никакого. Поэтому я решил оставить эту идею, а вместо этого съездить до Чемала и осмотреть его окрестности на велосипеде. Вместо загруженного Чуйского тракта, я предпочел поехать по дороге Ая-Бирюзовая Катунь, которая идет параллельно.
Великолепное место для пеших и велосипедных прогулок
Это отличная дорога для велосипедного катания на любом уровне подготовки. Низкий трафик, асфальтированные дорожки вдоль основной дороги, умеренный рельеф и приятные виды. Велосипедистов там кстати не мало. Ездят и простые любители и группы на шоссейных велосипедах. По пути мне даже попалась вело-семья с ребенком в прицепе. В Устюбе я встретил группу велосипедистов, которые направлялись в Курайскую степь. Я рассказал им, что собирался на Телецкое, но из-за надвигающихся дождей передумал и они стали зазывать меня с собой. Предложение заманчивое, но мне уже скоро надо было возвращаться домой. Да и формат путешествия у меня совсем другой, ни палатки ни спальника я с собой не брал. Поэтому пожелав друг-другу мы попрощались и я поехал дальше.
Этот день был жарким и я решил сделать небольшой привал. Катунь была совсем близко от дороги. Я сделал буквально пару шагов и оказался на берегу. Вода была прохладной и приятно освежала. Я посидел на берегу минут 20, понаблюдал за утками. Было так спокойно и беззаботно...

Однако вскоре эта идиллия закончилась. Дорога подходила к концу и надо было возвращаться на Чуйский тракт. Напоследок я решил заехать на смотровую площадку. Место довольно красивое, но весьма многолюдное.
Смотровая площадка на берегу Катуни
А заодно устроил себе очередной (или внеочередной) прием пищи. На удивление мне даже достался свободный стол с лавочками, где я смог удобно расположиться.
После обеда я переехал через мост и двинулся по Чуйскому тракту в сторону Чемала. По пути я собирался заехать на Камышлинский водопад, который был на другом берегу Катуни. По карте выходило, что совсем рядом с водопадом, в поселке Барангол, был мост через реку. Я обрадовался такому удобству и налег на педали. Однако на месте выяснилось, что проход через мост платный и тут мне уже не удалось проскочить не заплатив.
За мостом была вполне проезжабельная грунтовая тропа, где мне пару раз пришлось перенести вел на руках, но в целом можно было ехать нормально. По пути мне встретилось много людей, которые уже шли обратно. Попсовое местечко, но мне и тут повезло, я добрался сюда к вечеру и практически все люди уже разошлись. Я смог спокойно полюбоваться водопадом и сделать несколько фотографий.
Близ водопада бегал вот такой вот кролик. Вроде бы за ним никто не присматривал, но с другой стороны, вряд ли бы он выжил там "в дикой природе".
Поначалу кролик боялся меня и шарахался от любого звука с моей стороны, но через пару минут уже привык и спокойно жевал травку совсем рядом.
Возвращаться назад было не совсем по пути. Поэтому я решил уточнить у девушек, продававших сувениры, смогу ли я там проехать до моста через Катунь возле Усть-Семы. Они заверили меня, что на таком велосипеде как у меня это будет легче легкого. Да, да... конечно...
Поначалу дорога была довольно широкой и ехать по ней было действительно просто. Но потом она сузилась буквально до 15ти сантиметров. Слева был крутой склон, уходящий к реке. А на самой дороге стали попадаться крупные булыжники размером с голову и небольшие обрывы. По такой дороге надо ездить на двухподвесе, а не на моем туринге с грузом.
Спустя некоторое время дорога снова расширилась и стал виден мост. Я решил осмотреться после езды по этим зарослям. И не зря - по штанине довольно резво полз клещ. Я подцепил его веточкой и сбросил на землю. Он сразу загрустил, немного пошарил своими длинными передними лапами в поисках за что бы зацепиться и затих. Я раздавил клеща между двумя палками и поехал к мосту.
Пока я ехал по шоссе, стало смеркаться и я раздумывал, что может сегодня не стоит ехать до самого Чемала, а лучше поискать подходящее жилье уже сейчас и продолжить свой путь завтра. На глаза как раз попался подходящий домик и я решил позвонить хозяевам. Достал телефон и стал набирать номер, но тут увидел, что связи не было совсем. По инерции я покатил дальше и вспомнил, что у меня ведь теле2, а он работает на Алтае не лучшим образом. Отсутствие связи в принципе не помеха, чтобы снять жилье. Можно просто постучаться в ворота. Но мне надо было следить за погодой. Завтра должны были быть дожди. Я хотел изучить прогноз и постараться обойти их, насколько это возможно. Поэтому, я повернул обратно. Дорога потихоньку уходила вниз, поселки пролетали один за другим, но связь нигде не ловила.
В итоге я остановился в крошечном поселке Известковый. Тут была лишь телефонная связь, но интернета не было. Уже темнело и я решил дальше не ехать. На воротах дома было объявление о сдаче жилья. Я позвонил и стал ждать пока выйдет хозяйка.
Пока я стоял, магазин который был рядом, закрылся и я остался без надежд на ужин. Мимо проехала огромная, футуристичная машина, вроде тех, которые были в фильме про Безумного Макса. В машине играла громкая музыка, кажется рок. А в кузове сидели двое парней, которые завидев меня стали махать и показывать "козу". Я попытался показать им "козу" в ответ. Но толи я устал, толи еще что. В общем пальцы не разогнулись как надо и я показал им кулак.
Тем временем вышла хозяйка и мы пошли смотреть номер. Он был покомфортней прошлого. Намного просторней, с кухней и сан узлом. Ну и цена была подороже - 1000р. Бонусом был отличный борщ, которым хозяйка меня угостила, узнав что магазин уже закрылся.
Хотелось поскорей улечься спать, но расслабляться было рано. Я поснимал с себя всю одежду  и внимательно осмотрел всего себя. Затем разложил одежду на полу и стал ее проверять. И не зря, в одежде оказался еще один клещ. Вроде бы он меня не кусал, но нельзя было быть уверенным. Тем более, что и наползания клеща могут навредить. Поэтому я взял маленькую бутылку 0.33 литра, вылил из нее остатки воды, оставив лишь несколько капель. Проделал в ней пару дырок для воздуха и посадил туда клеща, чтобы на следующий день сдать его на анализ. Клещ сразу начал исследовать свое новое пристанище и пополз наверх.

Спать пока не хотелось. Поэтому я привел в порядок велосипед, постирал пару вещей и подготовился к завтрашнему дню. Затем заварил чаю и стал коротать вечер читая книгу "127 часов. Между молотом и наковальней". Перед сном, я решил проверить как дела у клеща, но оказалось, что он помер. Очень странно, ведь я хорошо с ним обращался и не обижал его.

Мораль сегодняшнего дня такова - к каждой достопримечательности ведут два пути. Простой и сложный. На простом будет комфортней и можно добраться до цели быстрей, но за это придется заплатить. Сложный путь - бесплатный, однако он намного трудней и на нем поджидают бесплатные же клещи. Главное, что есть выбор.

День третий

В тот день я снова проснулся около 7 утра. Позавтракал довольно быстро и одевшись потеплей, выкатил велосипед на улицу. Было прохладно и я радовался, что постиранные вчера вещи уже успели высохнуть.

Ехать в Чемал особого смысла не было, т.к. накануне я прилично отъехал в обратную сторону в погоне за мобильной связью. К тому же я по прежнему был без интернета и непонятно, какая погода ждала меня сегодня. Утром светило солнце и тучи были в стороне, но дул неслабый ветер и ситуация могла поменяться в любой момент. Помимо проблем с погодой, мне надо было отдать клеща на анализ. Я планировал сделать это в Горно-Алтайске.

Помахав на прощанье хозяйке, я запрыгнул в седло и поехал в сторону Бирюзовой Катуни. Перед поворотом на мост, я остановился купить каких-нибудь гостинцев домой. Взял банку орешков с медом и медовухи. Довольно дешево.
За мостом было безлюдно и лишь емуранки сновали в поисках, чего бы погрызть. Ну еще бы, кто встанет кроме них и меня в такую рань. С собой у меня была ореховая смесь и я решил их подкормить. Цукаты я сразу оставил себе - вряд ли они станут их есть. Выбрав подходящее место, я стал разбрасывать орехи по сторонам. Но похоже эти пушистые твари были весьма откормленными и избалованными. Кешью и миндаль их ни капельки не интересовали. И лишь фундук немного привлек их внимание. Оставшись без орехов и вдоволь поглазев на емуранок, я поднял велосипед и поехал по уже знакомой мне дороге в сторону с. Ая.

Пора было начать звонить по мед. учреждениям, чтобы выяснить, куда я могу пристроить клеща. И тут меня ждала неприятная неожиданность. Я обзвонил все места, которые подходили по профилю. Где-то трубку не брали, где-то говорили что не принимают клещей. В Инвитро сказали, что откроются только завтра, причем не только в Горно-Алтайске, но и даже в Бийске. В растерянности от такой ситуации, я решил позвонить в скорую. Может они подскажут, куда я могу обратиться. Звонил довольно настойчиво и наверное около получаса. Но все время было занято. Видимо на Алтае в это время было много других людей, которым требовалась помощь. Но делать нечего и я поехал дальше.

Около 11 утра я снова был в Соузге и зашел в знакомое кафе. Пора было обдумать дальнейшие планы. Я посмотрел прогноз погоды - тучи сгущались, причем не только на экране мобильного, но и за окном кафе. Завтра должно было быть не лучше. Мокрая поездка на Телецкое не имела смысла. Покатать по размокшим грунтам в районе Белокурихи - нет спасибо. Плюс еще и клещ. В итоге я решил сдать завтрашний билет на поезд и взять билет на сегодня. Чем мокнуть на Алтае, лучше провести оставшийся выходной дома. Благо поменять билет можно было через сайт. Я быстро провернул это дельце и направился в Бийск. Поезд отходил в 20 часов вечера. Ехать нужно было чуть больше 110км. В целом я успевал без особых проблем, если в пути не случится неожиданностей.

Проехав около часа, я попал под дождь, который преследовал меня весь оставшийся день с переменным успехом. Я то намокал под ним, то высыхал на ветру, когда поток воды с небес немного стихал. И хотя дождь был неслабым, намокал я в основном снаружи, а внутрь вода не попадала. Когда дождь шел долго, ветровка на руках начинала промокать насквозь. На перед и ноги вода почти не попадала, а спину прикрывал рюкзак. Поэтому в целом я был сухим и особо не мерз. Благодаря крыльям я смог обойтись без бахил и ноги не намокли.

По пути я подумал, что может стоит купить еще ништяков домой, но чем ближе к Бийску, тем сильней росли цены. Они уже буквально стали в 1.5-2 раза выше, чем там где я купил мёд в первый раз. Доехав до Сростков я решил немного отдохнуть и перекусить. Сразу скажу - пирожки там отстой и после них мне стало плохо. Строго не советую. Зато сторговался и взял мёда незадорого.

До Бийска уже оставалось недалеко. Рельеф остался позади, а дорога давно стала плоской и вскоре я въехал в город. Бийск встретил меня разбомбленными улицами и я мне пришлось проявить немалую сноровку объезжая многочисленные ямы. Хотя местами объехать было просто негде, была одна сплошная сеть ям. Некоторые особо крупные ямы были засыпаны кирпичом (не обломками, а целыми кирпичами).

На вокзал я прибыл примерно в 18 часов. Привел себя в порядок и переоделся в чистое. Затем быстро упаковал велосипед и уселся отдыхать. В этот раз я снова прогадал с билетом и когда объявили посадку, выяснилось, что велосипед надо тащить к самому дальнему вагону. А тут еще и проводница возмутилась, что велосипед можно только в багажный вагон и что она позовет начальника поезда. Я парировал тем, что делаю все по правилам с сайта РЖД и если она продолжит ворчать - буду жаловаться. Надо заметить, что на улице шел дождь и проводники проверяли билеты в тамбуре. Я перегородил проход и сзади уже раздались недовольные возгласы мокнущих пассажиров. Проводница скосила на них глаза и пропустила меня. Я прошел и сразу закинул вел на верхнюю полку. Заодно проверил, что к упаковке велосипеда не придраться и налепил пару кусков пленки в сомнительных местах.
Тем временем подошли остальные пассажиры, я помог им с чемоданами и сразу стал знакомиться, чтобы они случайно не встали на сторону проводницы, когда та придет скандалить. Но по какой-то причине она так и не стала воплощать в жизнь свою угрозу.

Тем временем поезд тронулся, все принялись доставать свои припасы, заваривать чай. К вечеру облака немного разошлись и из поезда можно было наблюдать великолепный закат. Поужинав, я залез на верхнюю полку и спокойно уснул.

С утра выгрузился в Новосибирске, собрал велосипед и своим ходом поехал домой, попутно завезя клеща в Инвитро. Через пару дней я получил результаты анализов - клещ оказался безвреден.

Так закончилось это небольшое приключение. Последний день был пасмурным и фотографировал я мало.

Видео о поездке

Заключение

На мой взгляд путешествие вполне удалось. Есть желание повторить, поехать дальше и увидеть больше. Снаряжение показало себя хорошо, проблем я не испытывал.

Расходы:
Поезд - 2300 за плацкартные билеты с велосипедом + 250 за возврат билета.
Жилье - 350 + 1000
Питание в кафе, еда на ужин и в поезд, вода - 1850
Сувениры (медовуха, мед с орешками) - 700
Проход на водопад - 150
Анализ клеща - 1100

Кому бюджет кажется великоватым - при желании, его легко можно сократить раза в 2 и такая поездка выйдет совсем дешевой и доступной каждому.

Одежда:
Бафф и шарф
Джерси, тельняшка и ветровка, вязанные перчатки.
Обычные спортивные штаны и кроссовки (решил ехать на топталках, чтобы можно было с комфортом прогуливаться), бахилы и дождевик (в итоге не использовал несмотря на дождь).
Также взял сменную одежду на обратную дорогу в поезде.

Снаряжение:
Мультитул, ключ для спиц, ремнабор для камер, насос
Запасная покрышка и две камеры
Запасные спицы и петух
Фонари
Ветошь и масленка
Изолента
Трос против угона

Питание и предметы обихода с собой:
Повербанк на 20k mA/h, зарядные устройства
Смартфон и запасной телефон
Экшн камера и селфи палка
Пленка для упаковки велосипеда
Немного пакетов для мусора
Шампунь, зубная щетка и паста, влажные салфетки
Горелка и газ, чайник, термокружка (в ней я заваривал чай и бульон), губка, ложка и нож
Две банки мясных консервов (съел только одну)
Чай в пакетиках, растворимый кисель и бульоны