К основному контенту

Бревет "Сибирская Тысяча"

Бревет на 1000км был моей главной целью на сезон 2018г. К этому бревету я подготовился хорошо, как морально так и технически, да и опыта уже было достаточно. Поэтому утром приехал на старт полный спокойствия и решимости. Вокруг было много знакомых лиц. Поспрашивал у других ребят об их планах на бревет, у кого какой настрой. Затем сделали общую фотографию и тронулись в путь.
Общее фото перед стартом

День первый - в теплой компании

Я люблю фестиваль бреветов за его массовость. Множество участников едут на разные дистанции. У всех разный уровень подготовки, разные велосипеды, но всех объединяет общий дух и ценности.

Каждый выбирает свою стратегию езды с самого начала. Кто-то скорее спешит вперёд, кто-то ищет к кому бы пристроиться "на колесо", а кто-то просто едет в своем темпе и в свое удовольствие. Люди формируют группы, некоторые проедут в таком составе весь бревет, другие не продержатся вместе и 15ти минут. Первая крупная горка и группа рассыпается.

Сам я поначалу немного разогнался - настроение было хорошее и ехалось бодро. Потом за Бердском чуть сбавил темп и поехал так, как мне было комфортно. За Искитимом на горках догнал Игоря, который немного посидел у меня на колесе. Но за то потом прокатил меня с ветерком, да так, что я еле держался за ним. Постепенно догнали сначала Георгия, а затем и Пашу А. с Андреем Н. Ехали мы довольно бодро, не меньше 30 км/ч, несмотря на ветер который немного мешал. Я держался позади и с любопытством поглядывал, как работают электронные переключатели скоростей на велосипеде Георгия.

Так мы и домчали до Черепаново, а это уже 100км. Я решил перекусить, ведь впереди ещё долгий путь. А заголодать, это значит заставить организм расходовать внутренние резервы, которые мне ещё пригодятся. Спешить было некуда и я без сожаления отпустил группу, которая помчалась дальше.

Только я сел есть в кафе, как подкатил Андрей З. Мы быстро перекусили и дальше решили ехать вместе. Периодически меняясь, доехали до Тальменки, где был запланирован уже основательный обед. Моя первая группа уже заканчивала трапезу и вскоре отчалила в том же составе. Догнать их я уже не надеялся, поэтому мы не торопясь поели перед трудным участком и продолжили поездку.

Через 10км догнали Пашу, который прокололся и отстал от своей группы. По трассе местами был ремонт дороги, повсюду был щебень и гудрон. Когда участки свежего асфальта закончились, я решил на всякий случай почистить колеса от гудрона, чтобы не рисковать с проколами. Пока я возился, Андрей и Паша уехали вперёд. Так я остался один. Впереди меня ждали около 80км разбитого асфальта до кафе в Залесово. Ветер был встречный и я ехал медленно. Одному мне было скучно и я подумал, что неплохо было бы поднажать, чтобы догнать кого-нибудь из тех, с кем я ехал в начале. Но из-за ветра, ехать получалось не особо быстро.

В какой-то момент я оглянулся и увидел, что сзади кто-то догоняет меня на велосипеде. Это меня взбодрило - такими темпами я сам никого не догоню и я поднажал. Велосипедист исчез где-то позади. Позднее я узнал что это был Паша, который просто зашёл в кафе, а я проехал мимо. Вот так я хотел догнать его и нечаянно обогнал.
Временами попадались вот такие безжизненные участки леса
До Залесово я доехал один. Там я застал только Андрея, который доедал полдник. Игорь и компания уже укатили. Тут я решил побаловать себя, помимо обычных супов и салатов взял себе ещё и тортик, а после еды развалился на диване и отдохнул минут 15. Однако нельзя было расслабляться слишком сильно. Впереди ещё долгий путь, а день потихоньку заканчивался.

Я настроился на езду в одиночестве. После еды было немного лень крутить педали и я километров 10 набирал рабочий темп. Потихоньку стали появляться сумерки. Впереди на обочине я увидел какого-то странного человека, который сидел на земле. Увидев меня он сразу встал и я решил на всякий случай прибавить скорости, т.к. настороженно отношусь к людям, когда еду где-то в глуши, мало ли что. Разогнался где-то до 35 и вижу, что это Паша. Оказалось, что он снова прокололся.

Дальше мы поехали вместе. Асфальт стал получше, дорога пошла в гору и виды были неплохие. Изначально на месте трассы Алтай-Кузбасс планировалось строить железную дорогу, поэтому насыпь была сделана очень высокой, чтобы убрать перепады высоты и автомобильна дорога получилась необычной. Когда едешь, то возвышаешься над окружающим тебя лесом.
Деревья внизу дороги
Вид с моста
Машин был мало и мы ехали рядом болтая о том о сем. Мне нравится такой формат поездок, когда можно просто пообщаться и ехать в комфортных условиях особо не спеша. За интересным разговором расстояния и рельеф даются легко и с удовольствием. Время летело незаметно и вскоре мы въехали в Кемеровскую область. К сожалению у Паши спустило колесо и он попросил его не ждать. Так я продолжил свой путь один. Уже прилично стемнело, я почти пересек Салаирский кряж и вскоре должен был начаться спуск на равнину. Внезапно в кустах раздался непонятный шум. Ночью и в лесу (где кстати медведи водятся) это возымело серьезный эффект. Я как-то чисто инстинктивно ускорился, думаю километров до 40 в час, несмотря на усталость :) Правда хватило меня ненадолго. Ничего по сути не случилось и я снова поехал спокойно. Наверное это была какая-нибудь птица.
Закат первого дня бревета
Вскоре я добрался до кафе Юлия. Есть не особо хотелось и я колебался - стоит ли останавливаться или лучше ехать дальше. Впереди мелькнул одиночный красный фонарь и мной овладел азарт. Появилась возможность догнать кого-то и снова ехать в компании. Кафе осталось позади и минут через 5 я поравнялся с Андреем З. Нам предстояло проехать ещё километров 60 до Белово, где нас ждало КП Олега. А там можно было вкусно поесть и поспать. Андрей задавал бодрый темп и мне пришлось ускориться. Пропущенное кафе не прошло даром и мне потребовалось съесть кое-что из сухпайка, чтобы удержать нужный темп.

Ночь была богата на небесные явления. Сначала мы любовались серебристыми облаками, а затем вышел оранжевый месяц, который постепенно стал желтым, но при этом оставался очень ярким.
Смартфон не передает всю красоту этого явления

Выглядело примерно так (фото из интернета)
Постепенно становилось все холодней. Мне казалось, что прогноз погоды обещает теплые ночи и я не взял вещи для холодной погоды. Однако на деле я стал серьезно замерзать. Единственным спасением было крутить педали быстрей, чтобы согреться.

Последние километров 40 до КП Олега, я только и думал как бы скорей добраться до тепла и горячего ужина. Но вот впереди показались палатки, раздался свист и замелькал свет фонариков - нас активно зазывали, чтобы мы не проехали мимо. Этого момента я ждал уже давно и вздохнул с облегчением, время было уже почти 3 часа ночи. Я подустал и хотелось спать. Встречали нас радушно, сразу усадили за стол и стали кормить.
Наш с Андреем поздний ужин после маршброска на ~385км
Я не стал есть много, чтобы не перебить сон. Порция макарон с мясом, чай и я готов отключиться до утра. Игорь приехал почти полчаса назад и уже лег спать. Вскоре и мы с Андреем забрались в свои спальные мешки. Я укрылся с головой и заснул довольно быстро. Вставать я собирался в 7. Андрей вроде как тоже хотел встать в это время, чтобы ехать вместе.

День второй - наедине с ветром

Утром я проснулся примерно в 7, как и планировал, и обнаружил, что все уже уехали. Я позавтракал в одиночестве, поблагодарил волонтеров за теплый прием и тронулся в путь.
Перед началом второго ходового дня
Волонтеры уже собирали лагерь и Олег напоследок в шутку предложил мне взять с собой топор :) а я подумал, неужели на дорогах Кузбасса так опасно, что нужно быть во все оружии?! Надо заметить, что кроме шуток, у меня были некоторые реальные опасения. Когда я видел у нас машины с номерами Кемеровской области, их водители часто вели себя на дороге довольно агрессивно. Поэтому я ехал несколько настороженно и готовился к нервному деньку. Но на деле я оказался приятно удивлен. У дорог похоже были дублёры и трафик был низкий. Качество дорог в целом было довольно хорошим, обочина нормальной ширины и ехать по ней было удобно, а машины объезжали меня на приличном расстоянии.
Отличная дорога, одобряю
Погода была ясная, я пообедал и ехать было очень приятно. Ветер правда изрядно мешал. Он дул откуда то с севера и был довольно холодным. Из-за этого солнце начало ощутимо греть лишь к 11 утра.
По сторонам от дороги были живописные пейзажи
Дорога была по прежнему хорошей, тягуны шли один за другим и я то потихоньку полз наверх, то с ветерком летел вниз и так множество раз. На обочине то и дело попадались свежие шкурки бананов, что намекало, что я иду по пятам у других участников.
Шевелю сарапками как могу
Идиллия закончилась, когда я добрался до Топок. Я планировал там поесть и на подъезде к кафе уже начал как обычно перебирать в уме возможные блюда. Однако меня ждало разочарование - скудный выбор, маленькие порции, завышенные цены. Много еды брать не стал. По словам официантки кто-то из наших уехал полчаса назад.
Отъезжая от кафе я услышал привычный звук, как камешек ударяет по раме. Обычно я не обращаю на это внимания, но в этот раз почему-то насторожился. И не зря, оказалось что каким-то образом у меня отцепился и упал передний фонарь. Вот бы было весело ехать без него вечером, когда стемнеет.
Необычная техника возле кафе в Топках
За Топками нужно было ехать по дороге Р255, которая была частью федеральной трассы с востока на запад. Трафик соответствующий, куча фур и просто машин. Никакой вежливости не дождешься. Поехал осторожненько, постоянно поглядывая в зеркало на шлеме, чтобы в случае опасности сразу соскочить на обочину. Пару раз так и приходилось делать. Езда была напряжённой, тягуны продолжались. Ветер правда теперь дул уже сбоку и от этого было чуть-чуть полегче.
До Новосибирска еще далеко, а вот Чаща совсем рядом...
В следующем кафе меня встретили как-то угрюмо, поэтому есть не стал, взял только попить. Решил, что дотяну как-нибудь до Проскоково, там и поужинаю. Наконец-то показался поворот на Томск. Я напоследок сфотографировал стелу Кемеровской области и съехал с магистрали на более спокойную дорогу.
Стела Кемеровской области - симпатично
Щербатый асфальт, ветер в лицо - ехалось неважно. Решил отдохнуть и присел на ограждение у дороги. Передал в чате привет друзьям по марафонскому клубу. Солнце клонилось к закату и приятно припекало. Я щурился и улыбался.
Закат второго дня
Отдохнув минут 10, я с новыми силами двинулся вперёд. Вскоре показалось кафе "Вираж" близ Проскоково. От дядьки у входа я узнал, что какой-то велосипедист уехал от кафе 12 минут назад. Такая вот точность. В кафе мне понравилось - еда вкусная, цены нормальные. Как следует подкрепился и отдохнул. На сегодня оставалось проехать не так уж много. Не доезжая Томска была пара мотелей и я рассчитывал переночевать в одном из них.

После еды ехалось веселей, постепенно холодало и я накинул ветровку. По мере приближения к Томску, становилось все больше всякой мошки, в которую я врезался на полном ходу. Звук и ощущения были словно едешь под лёгким дождем. Километров за 20 до мотеля как обычно началось лёгкое беспокойство - когда я уже доеду. Главное было мимо не проехать.

Первый мотель на моём пути был близ деревни Кафтанчиково. С виду он выглядел полузаброшенным. На двери висела бумажка с номером, по которому надо было звонить. Подустав, я был рассеян и неверно набрал номер, но в итоге дозвонился куда нужно. Комната соответствовала внешнему виду мотеля, все было довольно изношенным. Но я не был привередлив, мне просто нужен был ночлег и ехать всю ночь по холоду или ночевать где-то в кустах я в этот раз совсем не хотел. Самое главное я получил - горячий душ, чистую и удобную постель. К тому же можно было просушить вещи и поспать нормально, а не в велоформе как на КП. В качестве бонуса, администратор угостила меня чаем с печеньем и пряниками. Заселился я примерно в 0:30, но лег только в 2 часа ночи - пришлось ждать, пока нагреется вода для душа.

День третий - долгая дорога домой

В 7 утра я проснулся и чувствовал себя довольно хорошо. Спокойно собрался и не спеша поехал в сторону Томска
Томску уже более 400 лет
Маршрут проходил чуть в стороне от самого города. Заехав на мост, я бросил взгляд на дома за рекой и повернул в сторону Новосибирска.
За мостом уже сам город, но мой путь лежит мимо него
По бокам от дороги был красивый сосновый бор, то тут то там виднелись лотки, где судя по надписям торговали кедровым орехом, грибами, рыбой и прочими дарами природы. Было ранее утро и пока что лотки пустовали. Как я узнал позднее, Андрей ночевал в одном из этих киосков. Ну так себе убежище конечно, особенно холодной ночью. Вскоре показалось армянское кафе, там я и позавтракал. Снова побаловал себя тортиком, выпил кофе и хорошо взбодрился. Настрой был отличный. Так, в хорошем настроении духа, я доехал до Победы, где уже стали появляться слепни, пока ещё робкие и совсем немного. Но я был наслышан о том, что меня ждёт впереди.
Остановка странной формы в Победе
Позади остался мост через Обь, я доехал до Мельниково. Следующим пунктом на моём пути было Кожевниково, где я собирался пообедать. Тут то и началось веселье. Постепенно мне на хвост стали садиться слепни, чем дальше тем больше. Эти твари довольно противны и больно кусаются. К тому же в отличие от мошек они ещё и летают быстро. Чтобы они не укусили, надо ехать не медленней 30 км/ч. Так они просто летят сзади и выжидают момента. В целом ехать так можно нормально, но на подъёмах они получают преимущество и могут заставить здорово понервничать. В общем они не дали мне расслабиться и я пулей долетел до Кожевниково.

Кафе "У Гарика" мне понравилось. Еда вкусная, цены нормальные, все чистенько. Позволил себе небольшой отдых перед броском на Базой. Слепней я больше был терпеть не намерен и достал секретное оружие - репеллент. Он сработал и теперь они только роились рядом, да и то со временем отставали, поняв что я не вкусный. Несмотря на то, что действие репеллента было заявлено на 15 дней, брызгаться приходилось каждые полтора часа. До Базоя мне пришлось брызгаться дважды, а дальше уже слепней к счастью почти не стало и мне не пришлось больше себя травить.
Ландшавты на всем маршруте примерно одинаковые
Солнышко припекало, но не сильно, дорога была неплохой и ехалось хорошо. По пути я повстречал велопутешественника Сергея из Новосибирска, который отправился в недельный поход. Он ехал с кучей снаряжения и с музыкой, весь на позитиве. Немного пообщались и пожелав друг другу удачной дороги, мы отправились каждый своим путем. От него я также узнал, что остальные участники опережают меня на 2.5 часа и более. Ну теперь уж точно до финиша ехать одному.
Велопутешественник Сергей из Новосибирска (слева)
Базой встретил меня отвратительным асфальтом и бутафорскими фонарями на мосту.
День, улица, фонарь, Базой...
Я заехал в простенькое кафе, которое выглядело почти как изба. Там меня радушно встретили и накормили в формате дёшево и сердито - усталому путнику вполне пойдет. Холодный лимонад особенно порадовал.
Изба-едальня в Базое
Засиживаться не стал и направился дальше. Вскоре въехал в Новосибирскую область, которая встретила меня простенькой стелой.
Дом все ближе...
Слепни как-то сразу исчезли, зато появились тучи мошки. Похоже у этих кровососов территории четко поделены. Стоило остановиться и мошка налетала со всех сторон, при этом не столько кусалась, сколько лезла в уши и под очки, чем изрядно нервировала.

За Кандаурово дорога испортилась и какое то время пришлось потерпеть тряску. Затем стало получше, быстро пролетели Таловка, Вьюны, Амба. Солнце клонилось к закату и красиво подсвечивало зелёные поля.
Сочная зелень близ Вьюнов
В Скале я сделал последний перекус блинчиками и компотом. Официантка, узнав что я еду 1000км, очень впечатлилась. А какой-то дядька из джипа втихаря фотографировал меня с велосипедом, пока я готовился поехать. Все это немного потешило мое ЧСВ. Я помахал дядьке рукой и в приподнятом настроении поехал к финишу, оставалось всего 60км. Трафик был не слишком плотный, ехалось неплохо. Возле моста через Обь был вечерний туман.
Туман вечером на Северном объезде
Вскоре стемнело и я въехал в город. На въезде дорога была плохонькой. Фонари не светили и я с разгону влетел в пару довольно крупных ям. Пришлось ехать осторожней. Каких-то минут 20-30 и я финишировал под часами. Мое время 62ч43м при лимите в 75ч. Сделал фото на память, сообщил друзьям и близким об успешном прохождении бревета и не спеша поехал домой.
Традиционное для финишей, фото с часами
Кстати из Базоя я привез вот такой гостинец, купил у местных жителей.
Вкусные кедровые орехи из Базоя

Итоги

Бревет мне  понравился и для меня он был особенным. Это первый крупный бревет, на котором я не сильно устал. Я довольно много спал, суммарно почти 9 часов. Можно было и больше, но мне вполне хватило. Почти все время ехал в своем темпе и никуда не спешил. Много кушал и останавливался отдохнуть, когда хотел. В общем получилось хорошее такое, рандоннерское путешествие. Единственное чего мне не хватило, так это компании. Большую части пути я проехал один. Со спутником было бы намного веселей и атмосферней. Тем более что немалая часть дорог были пустынными и можно было бы ехать рядом и общаться.

Хочу выразить свою благодарность Олегу и его друзьям за организацию КП и поддержку, а также организаторам клуба Новосибирск-Марафон за проработку такого крупного бревета и подробное описание маршрута. Это действительно большая работа. Благодаря этому я всегда знал, где смогу передохнуть, покушать и пополнить запасы воды.

Трек Strava: https://www.strava.com/activities/1691592824
Маршрут: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=dogotwekgpdesfon
Фото: https://photos.app.goo.gl/xsQHPWFtu8vtjTsd8 (несколько фотографий я позаимствовал у других участников).
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=87y82kkDgtM

Расходы на дистанции:
Питание - 2563р (ел в кафе либо покупал что-то с собой, 11 раз)
Мотель - 800р

Снаряжение:
Мультитул, ремнабор, насос
Запасная покрышка и две камеры - не пригодились, т.к. не был ни одного прокола.
Запасные спицы, 5шт - не потребовались.
Маслёнка - смазывал цепь 3 раза, примерно каждые 250км. Дороги были не пыльные и этого хватало.
Пауэрбанк на 20.000 mAh - хватило на 3 дня, чтобы заряжать передний фонарь, телефон и экшн камеру. Розетками не пользовался, но и ПБ в итоге разрядился полностью. Для экономии заряда советую включать в телефоне режим полета если сети нет или она вам не нужна.
Бахилы, дождевик, спас-одеяло как подстраховка на случай замерзания или вынужденной ночёвки в полевых условиях - не использовал.
Крема от натирания и от загара, репеллент.