К основному контенту

Горный бревет на Алтае

Бревет "Семинский" - основной горный бревет, проводимый клубом Новосибирск-марафон.
Маршрут довольно интересный, виды на нем просто отличные и нет недостатка в пунктах питания. Несмотря на расстояние - 600км и набор высоты ~7500м бревет не слишком сложный, если добросовестно готовиться, то проехать его не очень сложно. Впрочем в этот раз Чуйский тракт подкинул мне несколько неприятных сюрпризов.

Самый удобный вариант проживания - остановиться на УТЦ Семинский. Это прямо возле старта, есть столовая и нет проблем с водой (на высоте с этим могут быть трудности).
На УТЦ Семинский есть дорожки для лыжероллеров, впрочем они и для велосипеда хороши
Даже в конце июня на перевале можно найти снег
Старт получился немного сумбурным. За 5 минут до старта, у одного из участников с грохотом взорвалось колесо - не выдержал обод. Грустно, но это лучше чем если бы колесо сложилось на спуске с перевала. Сам я немного замешкался и поехал один с самого старта. Какое-то время спины остальных участников ещё мелькали впереди, но недолго.

Утренний спуск с Семинского перевала может быть весьма прохладным, даже в середине лета. Но в этот раз солнышко припекало как следует и спускаться можно было налегке, в одной ветровке. Съезжать с Семинского одно удовольствие - скорость легко доходит до 60 и более, и ехать так можно довольно долго.
В районе перевала Чике-Таман я догнал троих участников. С прошлого года я полюбил горки и не упускаю возможности провести горные тренировки. Поэтому если я кого и догоняю, то обычно на затяжных подъемах.
Подъем на Чике-Таман
На вершине перевала мы встретили путешественника из Улан-Удэ. Он ехал автономно и налегке, в формате байкпакинга. Преодолев Улаганский перевал, он спустился к Чуйском тракту и ехал в сторону Горно-Алтайска. Пожелав друг другу удачи мы поехали вниз с перевала, каждый в свою сторону.

Спуск с Чике-Тамана на южную сторону извилистый и ехать по нему очень приятно - виды замечательные. Однако расслабляться нельзя - повороты на серпантине крутые, по 150-180 градусов и немало машин. К тому же сам спуск довольно скоростной, только успевай нажимать на тормоза.

В районе Купчегеня меня догнал Паша Васильев и мы поехали вместе. С Пашей довольно интересно ехать вместе и приятно пообщаться. Виды открывались отличные. Однако в какой-то момент начались участки где шел ремонт. Асфальт сменился грейдером. Для ребят на шоссейниках это было полной неожиданностью. Я на своих покрышка 1.5 дюйма чувствовал себя более-менее.
Асфальт закончился
Впереди попалось красивое место, я остановился сделать пару фото и Паша ускользнул от меня. Догонять его по такой дороге совсем не хотелось и я особо не спешил. Хуже всего было проезжать узкие участки дороги и впадины. Мало того, что сам по себе грейдер был неприятен, так еще и туда сюда ездили грузовики, трактора и прочая строительная техника, поднимая тучи пыли. На подъемах тоже было противно, толком не ускориться и когда мимо проезжает тяжелый грузовик в воздухе повисает плотная пыльная завеса. К тому же солнце уже припекало неслабо. В тени температура была явно под +30, а уж на солнце...
Это фото может вызвать скрип песка на зубах
После поворота у слияния Чуи и Катуни было кафе. Пора было подкрепиться и я направился туда. Оказалось, что Паша уже сидел внутри вместе с велосипедом. Ну раз никто не против, я тоже занес свой велосипед. В меню было много национальных блюд. Все это конечно было бы интересно попробовать. Но я поостерегся, непонятно какая будет реакция на непривычную пищу, а ехать ещё долго. Взял привычные борщ и салат. А чтобы охладиться мороженное и холодной водички. С нами в кафе ел водитель грузовика, который очень впечатлился нашей ездой. Мы обошли его КаМАЗ с полным прицепом кирпича, на подъёме в Чике-Таман и только тут в кафе он смог нас догнать. Горные дороги даются грузовикам тяжело. Градиенты, крутые повороты, теснота.

Шкуры добавляют кафе аутентичности
Снаружи кафе тоже выглядит интересно
Дальше дорога шла все такая же насыпная, но недолго. Затем начались подъемы и Паша поотстал. В Белом Боме я догнал еще несколько человек, но они почти сразу они уехали. Пополнив питьевые запасы я тоже не стал задерживаться и двинул вперёд.
Красивейший маршрут
Сразу за Белым Бомом идут несколько крупных торчков. Благодаря им я догнал Артема Михалова. Поехали вместе. Артем рассказал мне много интересных штук про Алтай и не только. Плюс показал водопад, мимо которого я проезжал в прошлом году и не заметил. Водопад был на некоторой высоте и раньше я туда даже не смотрел.
Водопад
Освежившись холодной водой у подножия водопада мы продолжили путь. Было очень жарко. Я наполовину расстегнул джерси и ветерок приятно обдувал меня. В какой-то момент в распахнутую джерси залетела оса. Видимо она решила, что попала в ловушку и ужалила меня трижды, прежде чем я ее выгнал. Ну хоть не сильно, т.к. ничего не опухло, только остались красные точки. Вот так в первый раз меня ужалила оса и сразу три раза. Артем тем временем начал вслух мечтать - вот сейчас бы дождичка... Впрочем за очередным поворотом мы увидели, что дождь как раз идёт впереди и похоже неслабый. Через какое-то время полило и мы заехали на заправку перед Акташом.
Дождит
До КП уже было близко и я решил сильно не утепляться. Думал как-нибудь так докачу. Потихоньку добрался до Акташа, а дождь все усиливался. Я был удивлен что до сих пор никто не проехал на встречу. И только за Акташом я увидел первого участника, который ехал обратно не смотря на дождь. Сам бы я такой ливень лучше переждал. Но в этот момент я просто хотел поскорей дотянуть до КП, чтобы уж там отдохнуть и согреться.
Прием на КП был поистине теплым и радушным. Усадили, накормили. От холода меня трясло наверное минут 40. Волонтеры накрыли меня пледом и отпаивали горячим чаем. Это мне наука на будущее, что если дождь сильный, лучше его пережидать. Особенно на высоте, где холодней. Ведь если бы на развороте не было КП, то пришлось бы ехать обратно мокрым и холодным. А в придорожном кафе никто бы не стал обо мне так заботиться, как наши волонтеры.
Ребята отъезжали один за другим. А дождь все не кончался. Дальше по маршруту был виден просвет и похоже, что стоило чуть-чуть проехать и дождь бы прекратился. Но я буквально только едва согрелся и решил все же дождаться момента когда можно будет ехать и не мокнуть.

Только потоки воды с неба иссякли, как мы с Пашей тронулись в путь. Впереди нас ждала очень приятная часть маршрута. Дорога шла в основном на спуск и велосипеды ехали практически сами. Виды открывались прекрасные, а мокрый асфальт и река красиво блестели в лучах яркого солнца. Настроение сразу поднялось. Я окончательно высох и позабыл про недавние невзгоды. Так мы быстро долетели до Белого Бома, где решили подкрепиться перед ночной дорогой. Взяли обычную еду, для сытости я решил добавить хлеба. Но хлеба не было, и продавщица начала нахваливать лепешку. Взял ее на пробу, но оказалась как-то не очень, не смог даже доесть. Потом мне аукнется эта лепешка...
Дорога идет вдоль "стены"
На улице почти стемнело, спуск сменился "качелями", а тут ещё и гравийные куски стали попадаться. В общем расслабон закончился. Павел рассказывал всякие случаи из жизни и просто о туризме. Слушать было очень интересно и за разговорами время летело быстро. Так мы добрались до Чике-Тамана. Паша все сильней отставал на подъёмах и в итоге мы решили разделиться.
На Чике-Таман я поднялся я довольно бодро, без передышек. Луна освещала долину, все вокруг смотрелось здорово. Задерживаться не стал и поехал на спуск. Трасса была пустой, луна зашла за облако и стало очень темно. По мере спуска я начал замерзать все сильней, но это не умаляло удовольствия от скорости и того, что педали крутить не надо. Инерции хватило до Хабаровки, дальше пришлось уже начать работать. Холод сразу отступил.
Ещё на подъёме на Чике-Таман я чувствовал какое-то невнятное недомогание. Перебрав в уме все съеденные блюда, я понял что дело скорей всего в той хваленой лепешке из Белого Бома. Становилось все хуже и даже пришлось сделать аварийную остановку.
Впереди уже были видны огни Онгудая. Чувствовал я себя неважно. Усталость накопилась, плюс отравление. На выезде из Онгудая я присел на остановке и уже почти задремал. Но мимо проходила местная жительница и спросила, есть ли у меня спички. В 4 часа ночи... Сон больше не шел, к тому же холодало. Я немного утеплился и поехал вперёд. Почти сразу же меня догнал Паша. А чуть позже мы настигли Серёгу с Лехой. А я то думал, что они уже подбираются к вершине Семинского. Но вчетвером мы проехали недолго. Я ещё не оклемался толком и в итоге быстро отстал.
Попутчики скрылись впереди и я продолжал медленно карабкаться на вершину.
Усталость давила все сильней, захотелось спать. Пока я поднимался, мне пришлось сделать 3 или 4 привала, чтобы подремать. Никаких укрытий поблизости не было и я просто немного спускался с обочины и садился/ложился на бетонные сливы - благо они были сухие и чистые. На траве конечно можно было устроиться помягче, но я опасаюсь клещей...
Такие короткие остановки дают организму некоторый отдых. Я бы даже пролежал подольше, может полчаса. Но уже спустя 5-10 минут холод заставлял меня снова вернуться в седло.
Конечно план был совсем не таким, но из-за плохого самочувствия я не смог поесть после Белого Бома и теперь силы были на исходе.
Вскарабкавшись на Семинский, я наконец вздохнул с облегчением и повернул в сторону КП. Есть по прежнему не хотелось и я лег поспать на часок, удобно устроившись в машине волонтеров. После сна появился какой-то аппетит да и самочувствие немного улучшилось.
Позавтракал в столовой и хотел подремать ещё немного. Солнце уже припекало как следует и в машине стало слишком душно. Перелег на коврик, но и там не было покоя. Черные велотрусы моментально нагрелись и казалось вот-вот вспыхнут. Я сделал ещё несколько жалких попыток поворочаться туда-сюда, но тщетно. Было ясно, что пора ехать. Впрочем меня радовала мысль, что осталось около 180км и сейчас дорога должна была прийти на спуск.
Указатели на вершине Семинского перевала
Спуск с Семинского прошел бодро, а вот дальше спуски постоянно чередовались с подъёмами и расслабиться особо не получилось. Один за другим навстречу стали попадаться другие участники.
К середине дня солнце снова пекло довольно сильно. Впрочем после разворота в Усть-Семе я попал под небольшой ливень, который меня неплохо охладил.
На развороте
К подъему на Семинский я вернулся уже весьма усталым. Сам подъем не обошёлся без пеших прогулок, впрочем для меня это обычное дело. Когда мне слишком тяжело на подъёме я всегда спешиваюсь. Это позволяет немного отдохнуть, да и скорость падает не очень-то сильно :)
Перед самым финишем обогнал Леху, который прокололся и уже пешком катил велосипед последние сотни метров.

На финише царила приятная атмосфера, все ели, делились впечатлениями и отдыхали.

Треки в Страва

Видео

Полезный опыт по итогам бревета:

На любом маршруте могут возникнуть трудности, но в горах они обостряются. В этот раз были сильные суточные перепады температуры, от изнуряющей жары до холодного дождя от которого стучат зубы. Если бы дождь застиг нас ночью на перевалах, было бы еще хуже.
Ремонт дороги прилично замедлил нас всех, кто-то даже прокололся на щебне.
Отравление могло сорвать  мне все планы, нужно быть внимательным с едой.
В компании ехать приятно, и я всем советую искать напарника, с которым у вас более-менее совпадает темп. Ехать вместе безопасней, веселей и интересней. Но если ваш темп начинает расходиться, лучше все таки ехать в своем темпе. С Пашей было весело ехать, но я правильно сделал, что покинул его. Он все равно потом меня обогнал, пока я страдал от своего недуга.

Популярные сообщения из этого блога

Бревет "Сибирская Тысяча"

Бревет на 1000км был моей главной целью на сезон 2018г. К этому бревету я подготовился хорошо, как морально так и технически, да и опыта уже было достаточно. Поэтому утром приехал на старт полный спокойствия и решимости. Вокруг было много знакомых лиц. Поспрашивал у других ребят об их планах на бревет, у кого какой настрой. Затем сделали общую фотографию и тронулись в путь.
День первый - в теплой компании Я люблю фестиваль бреветов за его массовость. Множество участников едут на разные дистанции. У всех разный уровень подготовки, разные велосипеды, но всех объединяет общий дух и ценности.

Каждый выбирает свою стратегию езды с самого начала. Кто-то скорее спешит вперёд, кто-то ищет к кому бы пристроиться "на колесо", а кто-то просто едет в своем темпе и в свое удовольствие. Люди формируют группы, некоторые проедут в таком составе весь бревет, другие не продержатся вместе и 15ти минут. Первая крупная горка и группа рассыпается.

Сам я поначалу немного разогнался - настроение б…

Байкпакинг по предгорьям Алтая на первомай 2018

Где-то в начале апреля, я сидел дома и поглядывал на велосипед, который пережидал "грязное" межсезонье в тепле и сухости. Мои мысли были о том, куда бы отправиться на длинные майские выходные. Эти 4 дня явно можно было бы потратить на интересное приключение.
Вариантов на такой короткий срок было не очень много. Я выбрал Алтай со стороны РФ, чтобы провести время с пользой по максимуму. Поезд Новосибирск-Бийск и обратно идет ночью, в плацкарте можно выспаться и с удобством перевезти велосипед. А дневное время полностью потратить на поездку. Само путешествие изначально задумывалось с небольшим количеством снаряжения и без напряга. Я планировал проезжать по 150км в день. За 4 дня должно было выйти около 600км.

Маршрут предполагался следующий:
Бийск - Советское - Алтайское - Ая - Соузга - Горно-Алтайск - Артыбаш - Горно-Алтайск - Платово - Советское - Бийск.
Трек: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=uerqizsalwqmylyv
Таким образом, самой дальней точкой маршрута должно было стать…

В Горную Шорию на выходные

В начале октября выдались неожиданно теплые выходные. Чтобы использовать их по максимуму, решено было ехать в Горную Шорию - полюбоваться осенними красотами, подышать горным воздухом и позакручивать в перевалы.
Маршрут - старт из Новокузнецка, затем в Шерегеш. Ночевка в Шерегеше и обратно в Новокузнецк через Таштагол.
Изначально я хотел ехать на поезде до Новокузнецка, но потом ко мне присоединились Коля с Ритой. Большое им спасибо, что подбросили меня на машине и составили мне компанию в этой короткой, но интересной поездке. Вместе было однозначно веселей!

День 1  Около 9 утра мы собрали велосипеды и выехали из Новокузнецка. Подъемы на маршруте начинаются ещё в городе и мы быстро согрелись несмотря на холодное утро.
Вскоре на нашем пути попалось кафе и мы устроили себе плотный завтрак.

До поворота на Шерегеш сохранялся ощутимый трафик, дальше он постепенно ослабел. Поля исчезли, появились горные склоны усыпанные берёзами с ярко жёлтой листвой. Вскоре мы въехали в Горную Шорию. Ее гр…